?

Log in

No account? Create an account

May 15th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
07:29 pm - Как сохранить здоровье в кузове грузовика с гуманитарной помощью. Непал.
(Статья на английском здесь: http://chaika-stal.livejournal.com/24987.html)

Растрясать позвоночник - занятие опасное. Объясню почему. Наше здоровье напрямую зависит от функционирования центральной нервной системы (ЦНС). ЦНС - это, буквально, провода, соединяющие внутренние органы с мозгом. Интересен тот факт, что хоть у нашего организма и существует «процессор» - мозг, который принимает и посылает сигналы по «проводам» ЦНС, таким образом, координируя весь процесс жизнедеятельности организма, внутри самого мозга центр учёные обнаружить не могут. То есть, буквально похоже на то, что в нашем мозге нет некоей «главной» клетки, которая всем заведует. Все клетки мозга взаимосвязаны и имеют более-менее одинаковую значимость. Явление же жизни – это, по сути, процесс взаимодействия посредством передачи и обмена неискажённой информацией между клетками мозга и внутренними органами. Другими словами, для того, чтоб не возникало заболеваний, информация о работе внутренних органов, посылаемая мозгу и обратно, не должна быть в итоге искажена (принцип «сатьи» в йоге или обет не лгать в других философско-религиозных системах).
Обмен такого рода информацией необходим для того, чтобы координировать работу всего организма в нужном направлении. Например, если горло атаковали микроорганизмы, для борьбы должна подняться температура тела. Такую команду подёт мозг, когда получает сигнал о враждебном внедрении.
Кроме того ЦНС отвечает за правильное местоположение внутренних органов, выделение того или иного химического состава желудочного сока в зависимости от поступившей пищи, химический состав крови в зависимости от сложившейся ситуации и т.д.
Для того, чтоб информация передавалась по проводам (нервам) без искажений, нужно, чтоб эти нервы не были нигде отрезаны или пережаты. Функцию защиты ЦНС в нашем теле выполняет позвоночник, он же, при определённых условиях, и становится главной опасностью.
ЦНС состоит из головного мозга и спинного мозга. От спинного мозга отходит 31 пара нервных корешков. Из позвоночного канала нервные корешки выходят через межпозвоночные (фораминарные) отверстия и соединяют ЦНС с внутренними органами, как показано на рисунке ниже:



Для нормального функционирования ЦНС не должно быть подвывихов позвонков (когда один позвонок смещается относительно других). А так же расстояние между позвонками должно быть достаточно велико.Между позвонками существуют своего рода «прокладки» – межпозвоночные диски, которые служат амортизатором, предотвращают трение костей друг о друга. Межпозвоночные диски также обладают гидрофильной функцией: могут напитываться влагой из околопозвоночного пространства при выполнении специальных упражнений или во время отдыха.

Так чем же опасна длительная сильная тряска?
Давайте представим то, что происходит с позвоночником, когда нас постоянно подкидывает и ударяет о твёрдую поверхность. Пространство между позвонками уменьшается, что оказывает неблагоприятное воздействие на межпозвоночные диски. Если при этом спина не «прямая», то есть позвонки не распределены в пространстве строго друг над другом, поддерживаемые при этом мышцами, которые, обеспечивая максимальную безопасность, должны находится в тонусе, а, скажем, если человек сгибает спину, облокачивается на борт, или ложится на дно грузовика и расслабляется, это может грозить серьёзными смещениями позвонков (подвывихами), микротрещинами, а людям с проблемной спиной сильно усугубить ситуацию.
При смещении позвонков не трудно представить, что нервные корешки ущемляются. Появляются боли в спине, но самое опасное – вследствие ущемления ухудшается иннервация внутренних органов, которые, как мы помним, соединены с мозгом посредством тех самых нервных корешков.
Итак, о чём же в первую очередь необходимо помнить, сидя на мешках с рисом в кузове грузовика, перевозящего гуманитарную помощь в отдалённые гималайские деревни?
Помнить нужно о том, что в условиях тряски опасны наклоны вперёд, скручивания спины и прогибы назад, а так же попытки сидеть ровно, поскольку при каждом ударе высока вероятность прогиба с компрессией позвоночника. Самое безопасное здесь – немного ссутулиться, слегка округлив спину или даже упереться локтями в ноги.
Если есть возможность сидеть на мешке, как на табуретке, с ногами, опирающимися на дно кузова, то это лучше всего. При сильных толчках можно просто переносить вес тела на ноги, держась руками за борт, или просто опустив ладони рядом с корпусом на мешок. Но чаще всего такой возможности нет, из-за того, что по дороге в деревню, всё дно уложено мешками, а когда едешь обратно, то мешков уже нет. В этом случае сидеть лучше всего со скрещенными ногами так, чтоб ноги служили амортизаторами, при этом обоими руками держаться за борт, чтоб иметь возможность при сильных толчках, смягчать удар за счёт поддержки всего тела мышцами рук. Если ваше место где-то посередине и нет возможности держаться за борт, то подойдёт позиция со скрещенными ногами с опорой на руки, поставленные ладонями вниз по бокам так, чтоб можно было частично удерживать вес тела на руках и усиливать амортизацию за счёт слегка согнутых локтей.
Низ живота хорошо бы периодически держать в тонусе, и дышать при этом верхней частью живота. За счёт напряжения нижней части живота и упора на руки, такое положение спины будет на какое-то время закреплено локальными мышцами и даже при «прыжках» позвонки не будут сдавливать межпозвоночные диски так сильно, как могли бы.
На рисунке ниже показано, как правильно сидеть. В условиях прыгающего грузовика положение, показанное на первых трёх фотографиях, я осуществлять не рекомендую. Можно наклоняться чуть вперёд, напрягая мышцы живота, чтоб избежать неосознанных прогибов назад при компрессионном ударе (наезде на кочку).



Чего делать категорически не рекомендуется в кузове грузовика с гуманитарной помощью.
- Осуществлять повороты так, когда таз остаётся на месте, а плечи разворачиваются в сторону.
- Облокачиваться на борт грузовика.
- Ложиться на мешки с рисом, прогибаясь назад.
- Засыпать на дне грузовика.

Рассмотрим эти тезисы подробней.
1. Если рассмотреть устройство позвоночника детально, то можно обнаружить, что позвонки закреплены последовательно в нескольких точках. Поэтому амплитуда поворота корпуса весьма ограничена. Конечно, наши кости сделаны не из железа и некая гибкость им присуща,. но пределы гибкости у всех людей разные. Потому если повороты корпуса на земле ещё допустимы, то скрутки – так, чтоб во время поворота за что-то ухватиться, руками в надежде развернуться посильнее, очень опасны и часто приводят к тяжёлым травмам, вплоть до смещения позвонков, что чревато зажатием нервных окончаний. Исправить ситуацию после такой травмы будет очень не просто. Поэтому если надо что-то достать, на кого-то посмотреть, или кому-то что-то сказать, лучше либо дождаться остановки, либо, когда дорога будет поровней, развернуться всем корпусом, вместе с тазом (не забывая напрягать при этом мышцы живота) и выполнить необходимые действия. Попытки скрутиться опасны даже на земле, а в прыгающем грузовике могут привести к смещению позвонков.



2. При облокачивании на борт грузовика, во-первых, позвонки не располагаются ровно друг над другом, что увеличивает опасность травмировать спину. А во-вторых, расслабление локальных мышц вдоль позвоночника и мышц живота при этом лишает позвонки необходимой поддержки. В результате чего может произойти смещение, а износ межпозвоночных дисков увеличивается в разы. По этой же причине нельзя расслабляться и ложиться на дно грузовика на обратном пути, хотя сделать это очень хочется, особенно если возвращение выпадает на ночь. Но особенно опасно в такой ситуации ложиться на бок, поскольку давление на позвонки происходит при этом на фоне расслабленных мышц. Такое положение особенно опасно для людей, у которых уже есть подвывихи или сколиоз.
3. Если рассмотреть устройство позвоночника подробней, и изучить азы биомеханики осанки, то невооружённым глазом видно, что строение позвоночника предполагает наклоны вперёд, а вот прогибы назад сильно лимитирует. То есть небольшая амплитуда прогиба назад допустима, но у всех она разная и ограничена тем небольшим расстоянием, которое существует между остистыми отростками.
Во время неконтролируемой тряски существует большая вероятность того, что прогиб назад окажется намного более критичным, чем допустимый.



Из всего вышеперечисленного следует заключить, что путешествия в отдалённые деревни на мешках с рисом требуют серьёзной физической подготовки и не могут осуществляться одними и теми же людьми ежедневно. Восстановление позвоночника, (а, если точнее, - межпозвонковых дисков) после такой нагрузки требует времени и длительного сна. Потому волонтёрам лучше меняться и отправляться в поездки хотя бы через день, если они не хотят укоротить себе жизнь на несколько десятков лет.
Кроме того, нужно быть особенно осознанным относительно того, что происходит с позвоночником во время любой активности в повседневной жизни, но особенно во время ситуации повышенной опасности, такой, как сильная тряска. Здоровый позвоночник – залог эффективной работы центральной нервной системы. А верная, неискажённая информация о работе внутренних органов – причина комфортной жизни в физическом теле и долголетия.

Лариса Маттейссен
Current Location: Nepal, Kathmandu

(Leave a comment)

Как сохранить здоровье в кузове грузовика с гуманитарной помощью. Непал. - снаружи и внутри. Ригпа.

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website


> Go to Top
LiveJournal.com